Экологическое образованиеЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕМИРОВОМ КОНТЕКСТЕ Экологическое образование прошло длинный путь в своем развитии от относительной неопределенности целей и задач до всеобщего признания как ведущего фактора достижения стабильности и устойчивого развития современного мирового сообщества и планеты в целом. Предшественниками экологического образования были Ж.-Ж. Руссо, А. Гумбольдт, Э. Геккель, Д. Дьюи, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. Однако фундамент современного экологического образования заложил Патрик Геддес (1854-1933 гг.), профессор ботаники из Шотландии. Многие зарубежные специалисты именно его называют «отцом экологического образования». Патрик Геддес, вероятно, был первым, кто отметил в мировой научной литературе жизненно важную, фундаментальную взаимосвязь между качеством окружающей среды и качеством образования подрастающих поколений. Он создал первый в мире центр полевых исследований в г. Эдинбурге, высказал ряд интересных идей о целях и задачах экологического образования, предложил ряд инновационных методов и технологий обучения детей в природе и посредством природы, активно отстаивал идею развития ученика как целостной личности. Опираясь на материалы многочисленных конференций и имеющихся по данной проблеме международных стандартов, можно утверждать, что: - экологическое образование есть непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь индивида; - экологическое образование - междисциплинарный и в то же время единый целостный процесс; - экологическое образование - это скорее общий подход к обучению, воспитанию и развитию личности ребенка, нежели некий новый учебный предмет; - экологическое образование акцентирует внимание на взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между человеком, обществом и природной средой; - экологическое образование рассматривает окружающую среду во всей ее целостности и непрерывности, включая ее такие аспекты, как социальный, политический, экономический, технологический, моральный, эстетический и духовно-нравственный; - экологическое образование утверждает, что энергия, природные ресурсы и материалы ограничены и требуют рационального и ответственного использования; - экологическое образование обеспечивает активное вовлечение учащихся в процесс их собственного учения; - экологическое образование использует широкий круг методов и способов учения и преподавания, делая акцент на непосредственной практической деятельности учащихся по исследованию и охране их ближайшей окружающей среды; - экологическое образование рассматривает экологические проблемы на разных уровнях их организации (локальный, национальный, глобальный), а также в их различных временных измерениях (прошлое, настоящее, будущее); - экологическое образование должно быть мотивировано, усилено и поддержано самой организацией и структурой учебной ситуации, всем укладом жизни учебного заведения (дошкольное учебное заведение, общеобразовательная школа, внешкольное воспитательное учреждение, университет и т.д.); - экологическое образование поддерживает развитие у учащихся чувства отзывчивости, сознательности, критического мышления и умений решать на альтернативной основе различного рода экологические проблемы и задачи; - экологическое образование связано с созданием новой экологической этики. В целом экологическое образование направлено на решение следующих основных стратегических задач: 2. Предоставить каждому ученику возможность приобрести знания, умения, сформировать отношения, необходимые для защиты и улучшения окружающей природы. 3. Сформировать экологически приемлемые модели поведения и деятельности личности и общества в целом в окружающей природной среде, а также выработать нормы их ответственного отношения к природе. Сущность экологического образования заключается вовсе не в том, чтобы решить каким-либо способом уже возникшую узкую проблему, то есть произвести некоторую ее корректировку и восстановить прежний ход вещей, но в том, чтобы сделать мир лучше. Содержание экологического образования соотносится с такими проблемами, как здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, охрана природы, независимость, безопасность, терпимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов. Таким образом, экологическое образование нацелено не только на современный реально существующий мир, но и на завтрашний день нашей планеты. В настоящее время в странах Западной Европы и США происходит смещение акцентов природоохранительной деятельности с контроля за состоянием природной среды к предотвращению ее загрязнения, наблюдается широкое включение вопросов окружающей среды во все сферы внутренней и внешней политики, заостряется внимание на том, что использование природных ресурсов и хозяйственная деятельность человека в окружающей среде должны строго соответствовать принципам устойчивого развития. Новым моментом является подчеркивание прав широкой общественности свободно получать и распространять различного рода экологическую информацию. Согласно международным стандартам, экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три компонента, являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны рассматриваться как органично связанные. Очевидно, чрезмерное акцентирование одного какого-либо компонента (например, знания, то есть образования об окружающей среде) ведет к недооценке других компонентов (например, ценности и щей ьрцды и для окружающей среды, оти три компонента, являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны рассматриваться как органично связанные. Очевидно, чрезмерное акцентирование одного какого-либо компонента (например, знания, то есть образования об окружающей среде) ведет к недооценке других компонентов (например, ценности и отношения, то есть образованию для окружающей среды). Эффективно объединить и реализовать в полной мере эти три компонента позволяет реальная практическая деятельность учащихся по исследованию и охране природы родного края. Рассмотрим вышеприведенные компоненты более подробно. Образование об окружающей среде ориентировано прежде всего на формирование у учащихся системы знаний (мировоззренческих идей понятий, представлений, научных фактов и т.д.), а также на развитие совокупности интеллектуальных и практических умений и навыков, позволяющих осознать среду как некую целостную систему, как результат взаимодействия многих биотических, абиотических, антропогенных и социальных факторов. В указанном понимании этот компонент может быть назван когнитивно-информационным. Образование через окружающую среду предполагает использование природной среды в качестве ведущего и незаменимого средства обучения, воспитания и развития личности, обусловливает необходимость применения в работе с детьми широкого круга практических действий по исследованию и защите их непосредственного природного окружения. Образование для окружающей среды ставит задачи экологического образования, нацеливает педагогов-практиков на формирование у детей отзывчивого и ответственного отношения к природе, на развитие у них понимания объективно универсальной, незаменимой ценности природы для каждого человека и общества в целом. В мировой литературе было и, вероятно, будет еще много попыток определить более точно сущность экологического образования. Однако конечное, завершенное, определение этой проблемы вряд ли возможно, так как чрезвычайно сложно подобрать нечто оптимально подходящее как для интересов и судеб людей, так и для объективных законов глобальной системы планеты. Более того, исчерпывающее определение целей экологического образования может оказаться сугубо предписывающим, что неизбежно ограничит сферу реализации этой жизненно важной проблемы. В целом же в глобальном мировом контексте экологическое образование рассматривается как ключевая, центральная часть широкого общественного движения за использование и охрану окружающей природной среды и достижения устойчивого развития отдельных стран, государств и Земли в целом.
Подготовила Кураченко А. В. по материалам книги Каропа, Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмапьные сдвиги.
|
Меню сайта
Наш опрос
Поиск
Календарь
Архив записей
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |