Суббота, 20.04.2024, 02:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Экологическое образование школьников

Экологическое образование


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В ОБЩЕМИРОВОМ КОНТЕКСТЕ

 Экологическое образование прошло длинный путь в своем раз­витии от относительной неопределенности целей и задач до всеоб­щего признания как ведущего фактора достижения стабильности и устойчивого развития современного мирового сообщества и плане­ты в целом. 

Предшественниками экологического образования были Ж.-Ж. Руссо, А. Гумбольдт, Э. Геккель, Д. Дьюи, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. Однако фундамент современного экологического образо­вания заложил Патрик Геддес (1854-1933 гг.), профессор ботаники из Шотландии. Многие зарубежные специалисты именно его назы­вают «отцом экологического образования». Патрик Геддес, вероят­но, был первым, кто отметил в мировой научной литературе жизнен­но важную, фундаментальную взаимосвязь между качеством окружа­ющей среды и качеством образования подрастающих поколений. Он создал первый в мире центр полевых исследований в г. Эдинбурге, высказал ряд интересных идей о целях и задачах экологического образования, предложил ряд инновационных методов и технологий обучения детей в природе и посредством природы, активно отстаивал идею развития ученика как целостной личности.


Опираясь на материалы многочисленных конференций и имею­щихся по данной проблеме международных стандартов, можно ут­верждать, что:

-          экологическое образование есть непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь индивида;

-          экологическое образование - междисциплинарный и в то же время единый целостный процесс;

-          экологическое образование - это скорее общий подход к обучению, воспитанию и развитию личности ребенка, нежели некий новый учебный предмет;

-          экологическое образование акцентирует внимание на взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между человеком, обществом и природной средой;

-          экологическое образование рассматривает окружающую среду во всей ее целостности и непрерывности, включая ее такие аспекты,          как социальный, политический, экономический, технологический, моральный, эстетический и духовно-нравственный;

-          экологическое образование утверждает, что энергия, природные ресурсы и материалы ограничены и требуют рационального и ответственного использования;

-          экологическое образование обеспечивает активное вовлечение учащихся в процесс их собственного учения;

-          экологическое образование использует широкий круг методов и способов учения и преподавания, делая акцент на непосредствен­ной практической деятельности учащихся по исследованию и охране их ближайшей окружающей среды;

-          экологическое образование рассматривает экологические про­блемы на разных уровнях их организации (локальный, национальный, глобальный), а также в их различных временных измерениях (про­шлое, настоящее, будущее);

-          экологическое образование должно быть мотивировано, усиле­но и поддержано самой организацией и структурой учебной ситуа­ции, всем укладом жизни учебного заведения (дошкольное учебное заведение, общеобразовательная школа, внешкольное воспитатель­ное учреждение, университет и т.д.);

-          экологическое образование поддерживает развитие у учащих­ся чувства отзывчивости, сознательности, критического мышления и умений решать на альтернативной основе различного рода экологи­ческие проблемы и задачи;

-          экологическое образование связано с созданием новой эколо­гической этики.

В целом экологическое образование направлено на решение следующих основных стратегических задач:

1.        Сформировать у учащихся осознание взаимосвязи и взаимо­зависимости экономических, социальных, политических и экологи­ческих факторов в городских и сельских регионах.

2.        Предоставить каждому ученику возможность приобрести зна­ния, умения, сформировать отношения, необходимые для защиты и улучшения окружающей природы.

3.        Сформировать экологически приемлемые модели поведения и деятельности личности и общества в целом в окружающей природ­ной среде, а также выработать нормы их ответственного отношения к природе.

Сущность экологического образования заключается вовсе не в том, чтобы решить каким-либо способом уже возникшую узкую проблему, то есть произвести некоторую ее корректировку и восстановить пре­жний ход вещей, но в том, чтобы сделать мир лучше.

Содержание экологического образования соотносится с такими проблемами, как здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, охрана природы, независимость, безопасность, тер­пимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов. Таким образом, экологи­ческое образование нацелено не только на современный реально су­ществующий мир, но и на завтрашний день нашей планеты.

В настоящее время в странах Западной Европы и США происхо­дит смещение акцентов природоохранительной деятельности с конт­роля за состоянием природной среды к предотвращению ее загряз­нения, наблюдается широкое включение вопросов окружающей сре­ды во все сферы внутренней и внешней политики, заостряется вни­мание на том, что использование природных ресурсов и хозяйствен­ная деятельность человека в окружающей среде должны строго соот­ветствовать принципам устойчивого развития. Новым моментом яв­ляется подчеркивание прав широкой общественности свободно по­лучать и распространять различного рода экологическую информа­цию.

Согласно международным стандартам, экологическое образова­ние есть образование об окружающей среде, посредством окружаю­щей среды и для окружающей среды. Эти три компонента, являющи­еся гранями единого подхода к решению частных задач экологичес­кого образования, должны рассматриваться как органично связан­ные. Очевидно, чрезмерное акцентирование одного какого-либо ком­понента (например, знания, то есть образования об окружающей сре­де) ведет к недооценке других компонентов (например, ценности и щей ьрцды и для окружающей среды, оти три компонента, являющи­еся гранями единого подхода к решению частных задач экологичес­кого образования, должны рассматриваться как органично связан­ные. Очевидно, чрезмерное акцентирование одного какого-либо ком­понента (например, знания, то есть образования об окружающей сре­де) ведет к недооценке других компонентов (например, ценности и отношения, то есть образованию для окружающей среды). Эффек­тивно объединить и реализовать в полной мере эти три компонента позволяет реальная практическая деятельность учащихся по иссле­дованию и охране природы родного края. Рассмотрим вышеприве­денные компоненты более подробно.

Образование об окружающей среде ориентировано прежде все­го на формирование у учащихся системы знаний (мировоззренчес­ких идей понятий, представлений, научных фактов и т.д.), а также на развитие совокупности интеллектуальных и практических умений и навыков, позволяющих осознать среду как некую целостную систему, как результат взаимодействия многих биотических, абиотических, антропогенных и социальных факторов. В указанном понимании этот компонент может быть назван когнитивно-информационным.

Образование через окружающую среду предполагает использо­вание природной среды в качестве ведущего и незаменимого сред­ства обучения, воспитания и развития личности, обусловливает не­обходимость применения в работе с детьми широкого круга практи­ческих действий по исследованию и защите их непосредственного природного окружения.

Образование для окружающей среды ставит задачи экологичес­кого образования, нацеливает педагогов-практиков на формирова­ние у детей отзывчивого и ответственного отношения к природе, на развитие у них понимания объективно универсальной, незаменимой ценности природы для каждого человека и общества в целом.

В мировой литературе было и, вероятно, будет еще много попы­ток определить более точно сущность экологического образования. Однако конечное, завершенное, определение этой проблемы вряд ли возможно, так как чрезвычайно сложно подобрать нечто оптимально подходящее как для интересов и судеб людей, так и для объектив­ных законов глобальной системы планеты. Более того, исчерпываю­щее определение целей экологического образования может оказать­ся сугубо предписывающим, что неизбежно ограничит сферу реали­зации этой жизненно важной проблемы. В целом же в глобальном мировом контексте экологическое образование рассматривается как ключевая, центральная часть широкого общественного движения за использование и охрану окружающей природной среды и достиже­ния устойчивого развития отдельных стран, государств и Земли в целом.

 

Подготовила Кураченко А. В. по материалам книги

Каропа, Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмапьные сдвиги.

 

Форма входа
Наш опрос
Считаете ли вы экологическое образование важным элементом обучения школьников?
Всего ответов: 55
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0