С
момента своего возникновения экологическое образования получило всеобщее
признание. Его ускоренному развитию способствовала не только постоянно
растущая обеспокоенность мирового сообщества за состояние природной среды, но
и мощная поддержка со стороны таких международных организаций и финансовых
структур, как Организация Объединенных наций, ЮНЕСКО, Совет Европы,
Международный банк и т.д.
Термин
"Environmental Education", то есть
"образование в области окружающей среды", или экологическое образование,
используется с 1965 года, когда в Кильском университете (Великобритания) была
проведена педагогическая конференция по вопросам обучения и воспитания
школьников. Значение Кильской конференции для мирового процесса развития
экологического образования обусловливается также и тем, что в ее работе, наряду
с педагогами, активное участие впервые приняли и эксперты по вопросам охраны
природы.
Начало
реального международного сотрудничества в области охраны природы относится к
первым послевоенным годам. В 1948 году при поддержке ООН и ЮНЕСКО был
организован Международный союз защиты природы (с 1956 года - Международный союз
охраны природы и природных ресурсов - МСОП). Именно с этого времени
международное сотрудничество по вопросам охраны природы и экологического
образования начинает приобретать конкретные формы
и
соответствующее содержание.
B 1968 году ООН и ЮНЕСКО провели первую
международную конференцию по проблемам биосферы, в материалах которой не
только отмечалась чрезвычайная актуальность экологического образования, но и
впервые в международной практике четко раскрывались цели и задачи этого вида
образования. Данная конференция фактически положила начало международному
сотрудничеству в области экологического образования учащейся молодежи.
В
1970-е годы существенно активизировалось международное сотрудничество в
области охраны природы. Причем инициатива в этом важном деле постепенно перешла
к учреждениям из системы Организации Объединенных наций (ООН).
Так,
в 1970 году ООН и ЮНЕСКО провели в Неваде (США) международное совещание по
проблеме включения вопросов охраны окружающей среды в содержание всех основных
школьных предметов. Это совещание. определило экологическое образование как процесс
распознавания ценностей природы, формирования знаний, умений и отношений, требующихся
для понимания и оценки взаимосвязи человека с его культурной и биофизической
средой.
К
наиболее важным международным конференциям, фактически заложившим основы
экологического образования, относятся: Стокгольмская конференция (
"Краеугольным
камнем" в развитии теории и практики экологического образования стала
Стокгольмская конференция. Подчеркнув чрезвычайную значимость экологического
образования, конференция одобрила опыт развитых государств в этой сфере,
рекомендовала всем странам-участницам принять действенные меры по формированию
у широких слоев населения ответственного отношения к природной среде. Одним из
положительных следствий Стокгольмской конференции стало утверждение специальной
программы ООН по вопросам окружающей среды (ЮНЕП). Эта программа получила
дальнейшее развитие в 1975 году на международной конференции в Белграде (Югославия).
Важнейшим документом конференции явилась "Белградская Хартия (
Первая
межправительственная конференция по вопросам экологического образования была
проведена в Тбилиси (Грузия) в 1977 году. В ее работе участвовали руководители
66 государств, членов ЮНЕСКО. Важнейший документ этой конференции, Тбилисская
декларация, поставил перед мировым сообществом весьма трудновыполнимую задачу
- сформировать у всех индивидуумов, социальных групп и мирового сообщества в
целом новые образцы поведения и деятельности в окружающей природной среде,
выработать у них новый тип отношения к природе. Участники конференции
подчеркнули, что важнейшая задача экологического образования состоит в том,
чтобы помочь отдельным гражданам и общественным группам овладеть
комплексностью природной и социальной среды, обусловленной взаимодействием
биологических, физических, экономических и культурных аспектов, побуждать
молодых людей к приобретению знаний, ценностей, поведенческих моделей,
практических умений и навыков, необходимых для ответственного и эффективного
участия в решении экологических проблем, в поддержании приемлемого качества
состояния окружающей природной среды.
Под
влиянием решений Тбилисской конференции существенно активизировалось развитие
экологического образования в европейских государствах, особенно в странах
Европейского Союза и США. Например, в 1977 году Европейское сообщество
утвердило специальную программу "The Environmental Education Network
Project", предусматривающую активизацию
общеевропейского сотрудничества в этой сфере, проведение серии семинаров и
конференций, издание специальной литературы, учреждение системы эколого-образовательных
центров и институтов.
В
условиях нарастающей озабоченности мирового сообщества судьбами человечества и
биосферы в целом в 1982 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирную
хартию природы, которая, наряду с другими вопросами, установила этическую норму
естественного блага в отношении всех живых существ, подчеркнув, что любая
форма жизни уникальна и требует к себе уважения независимо от ее ценности для
человека. Таким образом, было положено начало тому принципиально важному
парадигмальному сдвигу в экологическом образовании, который может быть
охарактеризован как постепенный переход от философии антропоцентризма, помещающей
в центр природы человека, к философии экоцентризма, признающей равноценность
для биосферы всех живых существ. Принятие этого документа стимулировало
разработку теоретических, этических и прикладных аспектов проблемы
экологического образования в большинстве развитых и развивающихся стран мира.
Чрезвычайно
важное значение для развития экологического образования широких слоев
населения имел опубликованный в 1987 году доклад Международной комиссии по
окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", в котором
выдвигалась задача "примирить" окружающую среду и развитие современного
мирового сообщества. При этом доклад рассматривал экологическое образование
как средство решения этой важной задачи. Успех экологического образования, как
констатировалось в докладе, во многом зависит от привлечения
неправительственных организаций, широких слоев общественности, средств
массовой информации к решению многочисленных региональных и локальных
кризисов.
Для
большинства стран Западной Европы чрезвычайную значимость имеет The
Community's Second
Action Programme
(1978- 1983 гг.), документ, провозглашающий систему руководящих принципов во
взаимодействии со средой, способных предотвратить ее деградацию и загрязнение.
Важнейшими из них являются:
1.
Взаимодействие
с природной средой (предотвращение лучше, чем "лечение").
2.
Устранение
любых форм эксплуатации природных ресурсов и окружающей среды в целом,
нарушающих экологический баланс.
3.
Оплата
расходов по ликвидации последствий загрязнения должна производиться
непосредственным "загрязнителем".
4.
Защита
природной среды - дело каждого человека.
Подготовил Лосев В.
по материалам книги Каропа, Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмапьные сдвиги