Пятница, 29.03.2024, 14:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Экологическое образование школьников

История Экологического Образования


С момента своего возникновения экологическое образования по­лучило всеобщее признание. Его ускоренному развитию способство­вала не только постоянно растущая обеспокоенность мирового сооб­щества за состояние природной среды, но и мощная поддержка со стороны таких международных организаций и финансовых структур, как Организация Объединенных наций, ЮНЕСКО, Совет Европы, Международный банк и т.д.

Термин "Environmental Education", то есть "образование в области окружающей среды", или экологическое образование, используется с 1965 года, когда в Кильском университете (Великобритания) была проведена педагогичес­кая конференция по вопросам обучения и воспитания школьников. Значение Кильской конференции для мирового процесса развития экологического образования обусловливается также и тем, что в ее работе, наряду с педагогами, активное участие впервые приняли и эксперты по вопросам охраны природы.

Начало реального международного сотрудничества в области ох­раны природы относится к первым послевоенным годам. В 1948 году при поддержке ООН и ЮНЕСКО был организован Международный союз защиты природы (с 1956 года - Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП). Именно с этого времени международное сотрудничество по вопросам охраны природы и эко­логического образования начинает приобретать конкретные формы

и соответствующее содержание.

B 1968 году ООН и ЮНЕСКО провели первую международную кон­ференцию по проблемам биосферы, в материалах которой не только отмечалась чрезвычайная актуальность экологического образования, но и впервые в международной практике четко раскрывались цели и задачи этого вида образования. Данная конференция фактически по­ложила начало международному сотрудничеству в области экологи­ческого образования учащейся молодежи.

В 1970-е годы существенно активизировалось международное со­трудничество в области охраны природы. Причем инициатива в этом важном деле постепенно перешла к учреждениям из системы Организации Объединенных наций (ООН).

Так, в 1970 году ООН и ЮНЕСКО провели в Неваде (США) международное совещание по проблеме включения вопросов охраны окру­жающей среды в содержание всех основных школьных предметов. Это совещание. определило экологическое образование как про­цесс распознавания ценностей природы, формирования знаний, уме­ний и отношений, требующихся для понимания и оценки взаимосвя­зи человека с его культурной и биофизической средой.

К наиболее важным международным конференциям, фактически заложившим основы экологического образования, относятся: Сток­гольмская конференция (1972 г.), Белградская конференция (1975 г.), Тбилисская межправительственная конференция (1977 г.) и Мос­ковская конференция (1987 г.). Эти конференции были проведены по линии Организации Объединенных наций и ЮНЕСКО.

"Краеугольным камнем" в развитии теории и практики экологи­ческого образования стала Стокгольмская конференция. Подчеркнув чрезвычайную значимость экологического образования, конференция одобрила опыт развитых государств в этой сфере, рекомендовала всем странам-участницам принять действенные меры по формиро­ванию у широких слоев населения ответственного отношения к при­родной среде. Одним из положительных следствий Стокгольмской конференции стало утверждение специальной программы ООН по вопросам окру­жающей среды (ЮНЕП). Эта программа получила дальнейшее раз­витие в 1975 году на международной конференции в Белграде (Юго­славия). Важнейшим документом конференции явилась "Белградская Хар­тия (1975 г.)", представляющая собой глобальный план действий в области охраны природы и формирования ответственного отноше­ния человека и общества к природной среде. С этого времени Международная программа ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию в области окружающей среды регулярно организует международные конференции, оказывает помощь ученым, педагогам и преподавателям высших, средних и начальных школ в разработке учебных программ, издает ежеквартальный информационный бюл­летень "Контакт" (Париж), оказывает техническую и финансовую под­держку эколого-образовательным проектам в различных странах мира.

Первая межправительственная конференция по вопросам эколо­гического образования была проведена в Тбилиси (Грузия) в 1977 году. В ее работе участвовали руководители 66 государств, членов ЮНЕСКО. Важнейший документ этой конференции, Тбилисская дек­ларация, поставил перед мировым сообществом весьма трудновыполнимую задачу - сформировать у всех индивидуумов, социальных групп и мирового сообщества в целом новые образцы поведения и деятельности в окружающей природной среде, выработать у них но­вый тип отношения к природе. Участники конференции подчеркнули, что важнейшая задача эко­логического образования состоит в том, чтобы помочь отдельным граж­данам и общественным группам овладеть комплексностью природ­ной и социальной среды, обусловленной взаимодействием биологи­ческих, физических, экономических и культурных аспектов, побуждать молодых людей к приобретению знаний, ценностей, поведенческих моделей, практических умений и навыков, необходимых для ответ­ственного и эффективного участия в решении экологических проблем, в поддержании приемлемого качества состояния окружающей при­родной среды.

Под влиянием решений Тбилисской конференции существенно активизировалось развитие экологического образования в европей­ских государствах, особенно в странах Европейского Союза и США. Например, в 1977 году Европейское сообщество утвердило специ­альную программу "The Environmental Education Network Project", пре­дусматривающую активизацию общеевропейского сотрудничества в этой сфере, проведение серии семинаров и конференций, издание специальной литературы, учреждение системы эколого-образователь­ных центров и институтов.

В условиях нарастающей озабоченности мирового сообщества судьбами человечества и биосферы в целом в 1982 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирную хартию природы, которая, наряду с другими вопросами, установила этическую норму есте­ственного блага в отношении всех живых существ, подчеркнув, что любая форма жизни уникальна и требует к себе уважения независи­мо от ее ценности для человека. Таким образом, было положено начало тому принципиально важному парадигмальному сдви­гу в экологическом образовании, который может быть охарактеризован как постепенный переход от философии антропоцентризма, по­мещающей в центр природы человека, к философии экоцентризма, признающей равноценность для биосферы всех живых существ. Принятие этого документа стимулировало разработку теорети­ческих, этических и прикладных аспектов проблемы экологического образования в большинстве развитых и развивающихся стран мира.

Чрезвычайно важное значение для развития экологического об­разования широких слоев населения имел опубликованный в 1987 году доклад Международной комиссии по окружающей среде и раз­витию "Наше общее будущее", в котором выдвигалась задача "примирить" окружающую среду и развитие современного мирово­го сообщества. При этом доклад рассматривал экологическое обра­зование как средство решения этой важной задачи. Успех экологи­ческого образования, как констатировалось в докладе, во многом зависит от привлечения неправительственных организаций, широ­ких слоев общественности, средств массовой информации к реше­нию многочисленных региональных и локальных кризисов.

Для большинства стран Западной Европы чрезвычайную значи­мость имеет The Community's Second Action Pro­gramme (1978- 1983 гг.), документ, провозглашающий систему руководящих прин­ципов во взаимодействии со средой, способных предотвратить ее деградацию и загрязнение. Важнейшими из них являются:

1.                   Взаимодействие с природной средой (предотвращение луч­ше, чем "лечение").

2.                   Устранение любых форм эксплуатации природных ресурсов и окружающей среды в целом, нарушающих экологический баланс.

3.                   Оплата расходов по ликвидации последствий загрязнения дол­жна производиться непосредственным "загрязнителем".

4.                   Защита природной среды - дело каждого человека.


Подготовил Лосев В. 

по материалам книги Каропа, Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмапьные сдвиги

 
Форма входа
Наш опрос
Считаете ли вы экологическое образование важным элементом обучения школьников?
Всего ответов: 55
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0