Содержание
экологического образования представляет собой совокупность
межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических
знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений
и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих
усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к
природе.
Содержание экологического образования учащихся
представляет собой определенным образом структурированную систему, основными
компонентами которой являются мировоззренческие (межпредметно-экологические)
идеи, экологические и нравственно-экологические понятия, законы и закономерности,
представления, умения и навыки, и опыт творческой деятельности. Эти компоненты
выделены в соответствии с основными положениями современной дидактики и общей
концепцией образования в современной общеобразовательной школе.
Между выделенными компонентами существует не
только черты принципиальной общности, но и многие принципиально важные
различия, проявляющиеся как в их психологических функциях, так и методике
формирования.
Основные компоненты экологического образования рассматриваются
через системные и функциональные показатели. К группе системных показателей
относятся: проявление устойчивого отношения личности к природе; проявление
нетерпимости к фактам экологической безответственности; нравственно-экологическая
направленность личности; самовоспитание. К группе функциональных показателей,
характеризующих отдельные компоненты, включаются: проявление интереса к
вопросам экологических проблем; глубина и системность экологических и
нравственно-экологических знаний; формирование природоохранительных умений и навыков;
проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов
деятельности людей в природе.
Содержание экологического образования
системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и
психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются
следующие:
– заинтересованность общества в сохранении
экологически чистой среды существования;
– потребность общества в экологически грамотных
гражданах;
– состояние и достижения экологической науки ;
– психологические закономерности умственной
деятельности школьников;
– психолого-возрастные и познавательные
особенности учащихся;
– общее состояние и тенденции развития
общеобразовательной школы и общества в целом.
Содержание экологического образования представляет
собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и
непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей
социально-педагогической значимости.
Основные компоненты экологического образования рассматриваются
через системные и функциональные показатели. К группе системных показателей
относятся: проявление устойчивого отношения личности к природе; проявление
нетерпимости к фактам экологической безответственности; нравственно-экологическая
направленность личности; самовоспитание. К группе функциональных показателей,
характеризующих отдельные компоненты, включаются: проявление интереса к
вопросам экологических проблем; глубина и системность экологических и
нравственно-экологических знаний; формирование природоохранительных умений и
навыков; проявление нравственно-экологической направленности в оценке
результатов деятельности людей в природе.
Существенным недостатком современного
экологического образования является слабое отражение вопросов экологической
этики, общей и социальной экологии в содержании предметов естественного циклов.
Подготовила Калиновская Алена с использованием книг:
1) Каропа, Г.Н.
Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмапьные сдвиги
2) Деребко, С.Д. Экологическая педагогика и
психология