История
экологического образования в Греции насчитывает более 30 лет. За это время в
Греции было проведено около 50 общенациональных семинаров по вопросам
окружающей среды, подготовлено несколько объемных руководств по этой
чрезвычайно актуальной проблеме. Большая часть государственных документов нацелена
на то, чтобы раскрыть двери школы для широкой общественности, обогатить
ценности современных школьников, активизировать связи и взаимодействия с
социальным и природным окружением. В этой связи школам рекомендуется
участвовать в изучении локальных социальных и экологических проблем, совместно
с местными представителями власти и общественностью искать приемлемые решения
этих проблем, развивать у детей инициативу и, особенно, чувство
ответственности.
Законы
от 31 июля 1990 года и 3 апреля 1991 года регламентируют включение вопросов
окружающей среды в учебные программы по всем основным школьным предметам.
Согласно этим документам, экологическое образование берет свое начало в
различного рода междисциплинарных проектах, в реализацию которых одновременно
вовлекаются преподаватели различных предметов. Такой подход позволяет
рассматривать ту или иную экологическую проблему под различным углом зрения
(естественнонаучным, биологическим, социальным, финансовым, этическим и др.).
Особое внимание уделяется организации практической деятельности детей вне школ
с участием представителей общественных организаций.
Экологическое
образование в Греции должно соответствовать следующим требованиям:
1)
обеспечивать
понимание не только факта реального существования экологических проблем, но и
осознание того, что они являются результатом взаимодействия многих финансовых,
социальных, политических и экономических причин, причем как в городских, так и
в сельских районах;
2)
давать
каждому ученику возможность приобрести знания, чувство ценности природы,
отношения, активный интерес, а также умения и навыки, необходимые для защиты и
оптимизации местной природной среды;
3)
мотивировать
отдельных граждан, социальные группы и общество в целом усвоить новые модели
поведения, позволяющие лучше управлять окружающей средой.
Принципиально
важная особенность греческой модели экологического образования в том, что цель
данного вида образования состоит в необходимости принятия каждым индивидом и
обществом в целом экономически ответственного отношения к природе, что может
быть достигнуто только через перемены в поведенческих моделях каждого
человека.